Любой современный автомобиль должен отвечать требованиям по комфорту и
надежности. Автомобильный кондиционер - важный прибор, позволяющий
водителю всегда чувствовать себя комфортно. Наше предприятие занимается
установкой и обслуживанием систем кондиционирования легковых
автомобилей, грузовиков и автобусов Что такое кондиционеры и
особенности их эксплуатации.
Первые
аппараты для охлаждения воздуха, разработанные американской фирмой
Carrier Transicold специально для использования на автомобилях, в 1936
году стали устанавливать на пассажирские автопоезда (седельный тягач
плюс прицепленный к нему "вагон"), курсировавшие между Багдадом и
Дамаском. С 1941 года в США начали серийно оснащать автомобили
кондиционерами. Правда, вторая мировая война почти заморозила все
разработки в этой области, но сразу же по ее окончании дело резко пошло
в гору. К началу 90-х годов в США кондиционерами было укомплектовано
85% легковых автомобилей и 55% грузовиков.
В Союзе кондиционеры поначалу ставили только на правительственные
автомобили ("членовозы"). Первый кондиционер, собранный в конце 50-х
годов из отечественных комплектующих, был установлен на семиместный
правительственный лимузин "ЗИЛ-111-Г". Использовались ли до этого
кондиционеры зарубежного производства, выяснить не удалось - принято
(или велено?) было считать, что "членовозы" до последней гайки
советские; применение на них импортных даже мелочей, не говоря уж о
заимствовании идей, не афишировалось. В 60-х годах примитивные
установки для охлаждения воздуха за счет испарения воды использовали на
грузовиках, работавших в жарких регионах, но массового распространения
они не получили. Только в 1976 году после соответствующего приказа
Минавтопрома кондиционерами начали оснащать карьерные самосвалы,
"дальнобойные" грузовики и комбайны. Для владельцев же легковушек это
до недавнего времени была роскошь.
Что такое автомобильный кондиционер?
Заглянем в "Современный словарь иностранных слов". "Кондиционер -
аппарат для кондиционирования воздуха". Читаем дальше.
"Кондиционирование воздуха - создание и поддержание в закрытых
помещениях и транспортных средствах состояния воздуха, наиболее
благоприятного для самочувствия людей, ведения определенных
технологических процессов, обеспечения сохранности ценностей и т. п.".
Современные автомобильных кондиционеры - это устройства, регулирующие
температуру, чистоту и циркуляцию воздуха в салоне автомобиля.
Конструкций много. Во всем, что касается подачи воздуха (вентиляторы) и
его очистки (фильтры), кондиционеры разных лет примерно схожи;
принципиально же они различаются только типами холодильных установок.
Методом проб и ошибок разработчики автомобильных кондиционеров
постепенно пришли к выводу: на сегодняшний день оптимальной холодильной
установкой является та, что применяется в современных бытовых
холодильниках - парокомпрессорная, где поглощение тепла осуществляется
за счет испарения специального хладагента - фреона, под давлением
прокачиваемого компрессором по замкнутой системе.
Тривиальная компрессорная холодильная машина пока остается
непревзойденной по совокупности технических и потребительских
параметров, особенно по соотношению "стоимость-эффективность". И усилия
основных фирм-производителей кондиционеров направлены не столько на
поиски новых принципов отбора тепла, сколько на оттачивание
конструкций, работающих по упомянутому принципу, -более тонкая
механика, более умная автоматика, "экологические" фреоны, модный
дизайн, эргономика, удобство обслуживания и т. д.
Система кондиционирования довольно сложная система с дорогостоящими устройствами.
Система состоит из следующих компонентов:
Компрессор - агрегат, заставляющий хладагент циркулировать в системе, причем привод осуществляется ремнем.
Хладагент - газ фреон R12 или R134a (с 1993 используется только R-134a).
Конденсатор (конденсор) - или по-народному "радиатор кондиционера" - расположенный перед основным радиатором.
Испаритель - теплосборник, в котором хладагент испаряется и поглощает тепло.Находится у радиатора отопителя.
Ресивер-осушитель - резервуар для выравнивания давления и осушения хладагента.
Трубки, клапаны, датчики, блок управления, сервисные клапана и прочее.
Принцип работы:
Как сказано выше, привод компрессора осуществляется от двигателя
ремнем. Компрессор гонит хладагент в системе. В конденсаторе хладагент
конденсируется, при этом выделяется тепло. Причем дополнительно
конденсатор обдувается своим электрическим вентилятором. Соответственно
в испарителе хладагент испаряется и поглощает тепло -поступающий воздух
охлаждается. Вот и весь принцип.
Сервис:
Bo-время проводить диагностику и сервисное обслуживание, заправлять хладагент правильного типа.
Что включает диагностика:
проверка герметичности системы спец. тестером
проверка компрессора и приводного ремня
проверка хладагента и компрессорного масла.
За год теряется до 20% обьема хладагента из-за диффузии.
Проверка работы испарителя.
Что можно сделать самому :
помыть конденсатор водой из шланга от грязи и соли. Почистить
испаритель или поставить салонный фильтр (проверка проста - переключили
с внешней на внутреннюю циркуляцию воздуха - если поток возрос, то надо
чистить). Проверить работу эл. вентилятора, послушать компрессор на
предмет посторонних скрипов и шумов, а также вибрации, естественно
проверить натяжение приводного ремня. На ресивере находится окошечко
через которое можно наблюдать за состоянием хладагента:
ничего нет - нормальное состояние или весь хладагент вытек
немного пузырьков - нормальное явление много пузырьков или белая
эмульсия - большие утечки хладагента (систему лучше не включать)
Появление изморози или капелек на трубках, клапанах , соединителях показывает то, что линия засорилась.
И смотреть в оба (!) на тип заправляемого хладагента, а то в нашей стране чудес "мастера" могут залить несовместимый тип.
|