Это легко можно определить по тюнинговым мастерским. Там таких
"передвижных полотен" много... Понятно - для тех, кто заряжает свое
авто по полной, живопись становится восклицательным знаком в фразе
"Теперь такой точно ни у кого нет!". Некоторые энтузиасты и начинают-то
тюнинг с рисунка...
Да, народ ударился в аэрографию. А спрос рождает предложение: в одной
только столице - десятки мастерских. Плюс частные художники, берущие
заказы время от времени. Это не значит, что у всех есть специальное
образование, приличная техника, условия и просто хороший вкус. Потому
уровень работ разный.
Для иллюстрации мы выбрали несколько удачных живописных копозиций и
попросили комментария у Михаила - художника компании "Автоавангард".
Миша считает, что наша родная автороспись уже достигла высокого уровня.
То есть всего пару лет назад еще учились у Европы, а сегодня дадим сто
очков вперед западным художникам. Не все, но в целом!
В середине - конце 90-х были популярны разнообразные опасные твари,
фантастические и реальные; копии сюжетов известных художников, чаще
всего Сальвадора Дали или Бориса Валеджио. Рисунки стоили дорого,
наносили их обычно на одну деталь, например капот. Сегодня все
переменилось. Предпочтение отдается авторским работам, в фаворе более
спокойные, не плещущие агрессией темы. И разрисовывать часто стали
автомобиль целиком.
Однако по-прежнему народ любит зверюшек. Кровь и клыки ушли в прошлое,
многие желают украсить машину портретом домашнего любимца. На втором
месте некое космо, фантастика. На третьем - биомеханика, симбиоз железа
и живой ткани. Причина такого хит-парада проста: редкий автовладелец
доверится фантазии и вкусу художника. Впрочем, и не всякий художник
возьмет на себя риск самостоятельно разработать сюжет. Тюнингующиеся
кар-мены - самый капризный народ!
Так что выбор сюжета - это самый сложный момент. На то, чтобы хозяин
принял окончательное решение, уходит до нескольких месяцев. Получается
что-то сродни татуировке: украшение, имидж и свести трудно... За время
тяжких раздумий художнику приходится делать множество эскизов будущей
работы, стараясь угодить придирчивому заказчику.
Конечно, есть и знаменитые, признанные мастера - те работают свободно.
Вот патриарх российской автоаэрографии Ильнур Мансуров - из таких.
Устав от однообразия волков, акул, тигров и киноперсонажей, он увлекся
фактурой природных материалов - например, камня. Есть автомобиль его
работы, будто обтянутый тончайшим кружевом. Другой - Porsche - словно объят пламенем (вряд ли что-нибудь другое подошло этой жаркой штучке лучше).
У питерских мастеров из "АвтоАртСтудии" тоже есть своя визитная
карточка. Это пластиковый бокс внедорожника, "обтянутый" джинсовой
тканью. И сквозь туго натянутое полотнище "прорывается человек". Видно
только один палец, вторая рука угадывается по контуру. Ну полное
впечатление "живости"! Настоящий "гиперреализм". Работа Сергея
Самусенко.
В недавно открывшейся московской фирме StreetAuto трудится художница
Мария. Точнее, творит. Именно она показала нам, как наносят рисунок на
автомобиль. К тому же мы смогли полюбоваться на несколько ее работ.
Одна из первых - злобный гремлин, разрывающий металл. Рисунок на капоте
выставлен в офисе - для удовольствия работников и привлечения клиентов.
Самая последняя - BMW генерального директора... Показатель!
Между прочим, у разрисованного авто помимо эстетической ценности есть
дополнительное преимущество, о котором многие забывают: перестает
привлекать угонщиков. Его ж придется перекрашивать, теряя время и
деньги! А по пути к "отстойнику" найдется немало любопытных ценителей
живописи, которые посмотрят вслед. Вот вам и свидетели, и маршрут
угона! Михаил, который сам ездит на Mercedes-Benz
с портретом хаски на капоте, считает, что гаишники на привычных
маршрутах давно запомнили его машину и теперь даже не глядят на
документы - здороваются и отпускают.
Иногда художникам приходится восстанавливать свои (реже чужие) рисунки
на машинах, попавших в аварии. Конечно, восстановление обходится
дешевле, чем работа "с нуля", и все же стоит довольно дорого - как
любой другой эксклюзив.
Тем, кто заказывает рисунок, Михаил советует подумать о страховке.
Многие страховые компании предлагают эту услугу. А оценить живопись
можно так, что страховщик полностью возместит ущерб, да еще и запас
останется.
Деньги, деньги... От этого вопроса не уйти, когда идет разговор о
доработке автомобиля, - тут все имеет свою цену. Мы точно знаем,
сколько стоит спецраспредвал, колесный диск. А сколько стоит
аэрография? Иногда художники называют цену "за деталь". Но до точного
расчета здесь далеко - не забудьте еще согласование сюжета... Да,
слишком много факторов влияет на цену: площадь рисунка, количество
цветов, расход и стоимость материалов, деталировка и прочее, прочее.
Впрочем, о чем говорить - живопись! И ничем не отличается от любого
другого вида изобразительного искусства. Жаль только, жить будет
поменьше...